www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Телефон прямого эфира 17 июля 15 июля 18 июня 11 июля 17 июля 17 июля 14 июля 14 июля 17 июля 17 июля Телефон прямого эфира Телефон прямого эфира 14 июля 14 июля 15 июля

Заложники авиаколлапса

16.07.2025 17:08 «ПЛН-FM»

Масштабный сбой в работе главных аэропортов страны в начале июля привел к настоящему транспортному коллапсу. Ограничения, которые вводились для обеспечения безопасности полётов, обернулись хаосом. Тысячи пассажиров оказались заблокированы в воздушных гаванях: одни не могли улететь в долгожданный отпуск и по прочим насущным делам, другие — вернуться домой. Зачастую люди были вынуждены спать на полу, питаться «подножным кормом» и в экстренном порядке искать альтернативные способы добраться до точки назначения. В самой гуще событий оказалась наш обозреватель Ульяна Лаблюк, рейс которой был не просто задержан, а вовсе отменён. О «незабываемых» сутках, проведённых в Сочи, сложностях взаимодействия с национальными авиаперевозчиком и туроператором, необходимости сохранять самообладание и бдительность журналист рассказала в своей авторской колонке.

 

Отпуск в Абхазии подходил к завершению. Вечером накануне возвращения домой мы с подругой получили информацию о трансфере, который по условиям тура должен был доставить нас из города Гагра в аэропорт Сочи. Сведений об изменении даты вылета не поступало, поэтому мы сохраняли спокойствие, не забывая отслеживать ситуацию в Пулково, куда мы должны были приземлиться около 18:00 7 июля. 5-6 июля воздушная гавань периодически вводила ограничения на прием и выпуск самолётов, в основном, в ночное и утреннее время. Мы должны были вылететь в 13:45, поэтому надеялись «проскочить». Не получилось.

Проснувшись в 5 утра, мы увидели на онлайн-табло аэропорта Сочи статус «отменён» напротив нашего рейса. Между тем, трансфер никто не отменял, поэтому мы погрузили чемоданы в приехавший микроавтобус, где уже сидели обеспокоенные пассажиры того же рейса «Аэрофлота», пересекли границу и по прибытии в воздушную гавань Сочи дружной, но очень нервной компанией отправились к стойке информации. Там уже толпились пассажиры отменённого рейса другой авиакомпании, сдававшие билеты. Через некоторое время подошла наша очередь, но чёткой информации о дальнейших действиях мы не получили. Сотрудница аэропорта подтвердила, что рейса не будет, и со всеми вопросами отправила к стойке ведущего российского авиаперевозчика, который в итоге продемонстрировал полную неготовность решать проблемы своих клиентов в случае непредвиденных обстоятельств.

Первое, что мы услышали от представителя авиакомпании: «У нас нет информации об отмене рейса». Прозвучало обнадёживающе, но странно, так как разнилось со сведениями аэропорта. Затем последовало томительное ожидание, в общей сложности мы провели у стойки перевозчика не менее двух часов - и это было только начало. Сперва женщина за окошком пыталась выяснить, будет самолёт или нет, после подтверждения отмены узнавала, что делать пассажирам. В какой-то момент в толпе появилась красивая женщина в форменной одежде «Аэрофлота», которая расставила все точки над i: «Сдавайте билеты и покупайте на другие рейсы».

Сложно описать, какой спектр эмоций все мы испытали в тот момент. Мужчина, тоже прибывший из Абхазии, начал совершенно справедливо возмущаться подходом зарекомендовавшего себя российского авиаперевозчика к тяготам потребителей. По факту получилось, что при возникновении форс-мажора компания заняла место в «хате с краю». Никакой альтернативы, кроме как сдать билеты и купить новые у «Аэрофлота» или где-то ещё, предоставлено не было, да и перспективы такой замены виделись весьма туманными с учётом текущей обстановки с задержкой и отменой других самолётов на Москву и Санкт-Петербург.

Некоторые пассажиры действительно сдали билеты, смогли купить новые и, надеюсь, благополучно добрались до мест назначения. Мы пошли другим путём: стали искать справедливости там, где покупали путёвки с авиаперелётом в комплекте - у федерального туроператора «Библио-Глобус» и псковской турфирмы, с которой был заключён соответствующий договор.

К работе последней претензий по итогу не имею. Сотрудница, которая изначально оформляла тур, была на связи со мной и супругом, который, находясь на работе, бросил все свои дела и в буквальном смысле искал пути нашей эвакуации из Сочи. Звонил по всем возможным телефонам, мониторил наличие билетов на другие рейсы и поезда, выслушивал и успокаивал нас, находящихся на грани истерики. Представитель турфирмы в это время также призывала не паниковать, уверяла, что нас в любом случае привезут в Санкт-Петербург, и действительно прилагала усилия для того, чтобы решить проблему. Спустя 5 часов пребывания в аэропорту пришла относительно радостная весть: нас пересадили на другой рейс. Радостная, потому что мы всё-таки улетим домой и доплачивать за это не придётся (о ценообразовании с учётом резкого роста спроса на авиабилеты чуть ниже), относительно, потому что вылет был назначен на 7 утра 8 июля. То есть, нам предстояло провести в аэропорту остатки дня и всю ночь.

Вид из аэропорта Сочи

Уставшие, изрядно перенервничавшие и голодные мы первым делом отправились пообедать в местном кафе быстрого питания, после чего сдали багаж в камеру хранения, взяли такси и поехали в Олимпийский парк. Перед этим на всякий случай уточнили у представителя «Аэрофлота», состоится ли новый рейс в назначенное время, и точно ли мы есть в списке пассажиров. Получили утвердительный ответ и отправились восстанавливать моральные и физические силы на побережье.

С наступлением темноты вернулись в аэропорт, где нас ждали новые приключения. Здесь хотелось бы дать совет всем, кто не может похвастаться высоким уровнем везения и при этом имеет специфичную пищеварительную систему. Если вы вынуждены питаться вне дома, выбирайте максимально простые блюда, не стесняйтесь узнавать, из чего они приготовлены, и как долго лежат на прилавке. Как это ни странно прозвучит, лучшим вариантом в некоторых случаях может оказаться фаст-фуд. Моему организму съеденный в обед ролл с креветками не нанёс видимого вреда, чего нельзя сказать о запеканке с овощами и курицей, купленной вечером в столовой, расположенной в аэропорту. Обошлась она дорого во всех смыслах: за 700 рублей я получила не слишком вкусное, но вполне съедобное блюдо, а заодно и насыщенную ночь с тяжелейшими симптомами пищевого отравления. К счастью, к утру их удалось купировать, не без помощи сотрудницы медпункта, и мы отправились на долгожданную регистрацию. Она успешно состоялась, мы наконец-то сдали чемоданы в багаж и прошли в «чистую зону» в надежде, что скоро все невзгоды закончатся.

Та самая запеканка

Здесь хотелось бы отметить, что даже в полном здравии провести день и ночь в аэропорту - сомнительное удовольствие. Как минимум потому, что он был переполнен с учётом ситуации в столичных авиагаванях, то и дело приостанавливавших работу. Как только она возобновлялась, отправлялись задержанные рейсы, и надо ли говорить о том, что расписание улетело в тартарары ещё 5-го июля, и к 7-му всё окончательно перемешалось. Со всех уголков страны долетали сведения о столпотворениях в аэропортах, о людях, вынужденных сидеть и лежать на полу, о пассажирах, которых не выпускали из приземлившихся самолётов по несколько часов. На фоне происходящего в зоне вылета Пулково даже сделали бесплатной курилку, вход в которую с 1 июля стал стоить 500 рублей, что, конечно же, сильно возмутило людей, которые в ней нуждались. Таким образом, «благодаря» коллапсу курильщики, не имеющие возможности выйти на улицу, получили возможность привычным образом снять напряжение.

На самом деле, самообладание в подобных ситуациях сохранять крайне сложно. Мы, как и многие другие пассажиры, испытали колоссальный стресс, находясь в Сочи, по причине долгого отсутствия какой-либо информации о дальнейших действиях. Были вынуждены таскать за собой тяжелые чемоданы, размещаться на холодном полу, потому что посадочных мест в зонах ожидания действительно не хватало. Некоторые умудрялись дремать сидя и даже лёжа в проходах. Мы к сну в таком положении были не готовы, поэтому пытались бодрствовать, к тому же переживали за сохранность вещей.

Итого мы провели в аэропорту Сочи почти сутки, с поправкой на небольшую прогулку по Адлеру. Прибыли из Гагр в 9:30 7 июля, поднялись в небо в 9:30 8 июля - рейс, как и было ожидаемо, тоже вылетел не по расписанию.

Из всей этой истории вынесли для себя следующее. Крупные федеральные компании - не гарантия надёжности, безопасности, клиентоориентированности и качества оказания услуг.

Если бы не наша упёртость и помощь со стороны псковской турфирмы, возможно, билеты пришлось бы сдавать, а что дальше - вопрос открытый. Не факт, что у «Аэрофлота» на тот момент были выгодные предложения и в целом места на рейсы в нужном направлении, то же самое касается других авиакомпаний. Правда, их кассы фактически пустовали, а к стойке давно известного перевозчика весь день не иссякала очередь пассажиров разных рейсов, которых объединяло одно - невозможность вовремя вылететь в нужном направлении.

Очередь в кассу «Аэрофлота»

С одной стороны, представителей авиакомпании можно понять - они просто оказались не готовы к такой ситуации, как и все другие участники процесса, явно понесли убытки. По данным СМИ, ущерб перевозчиков из-за коллапса оценили в 20 млрд рублей в сутки. Но что до этих миллиардов простым гражданам, которые потеряли свои честно заработанные, а в некоторых случаях, и взятые в кредит? Люди оплатили перелёт в полном размере, доверились проверенной организации, а взамен получили порушенные планы, непредвиденные расходы и дёргающийся глаз.

Мы смирились с тем, что затраты, понесённые в результате замены рейса, никто не возместит, не говоря уже о компенсации морального ущерба. Мы не планировали тратить деньги на питание и напитки, которыми, к слову, были обеспечены пассажиры задержанных рейсов других авиакомпаний, на такси до города и обратно, на услуги камеры хранения. Последней разрешали воспользоваться бесплатно только при наличии специальной справки о задержке рейса, которую можно было получить, отстояв чуть ли не километровую очередь таких же бедолаг. А ещё возникли дополнительные расходы на путь домой из Пулково: с учётом изменений даты вылета забронировать новые места в маршрутке или купить билеты на «Ласточку» не удалось ввиду их отсутствия, пришлось воспользоваться личным транспортом. Очевидно, что у людей, опоздавших на стыковочные рейсы, затрат было ещё больше.

Справедливости ради отмечу, что нарекания есть не только к перевозчикам и администрации аэропортов, которые в условиях авиаколлапса не сумели должным образом решить трудности пассажиров. Есть вопросы и к «Библио-Глобусу», который позиционируется как «один из ведущих туроператоров России с 1994 года». «Уже более 30 лет компания вдохновляет клиентов на открытия, создаёт яркие впечатления и стабильно придерживается высокого уровня качества и надёжности», - написано на официальном сайте. Лично меня данная организация пока вдохновила только на одно - никогда больше не пользоваться её услугами. О каком качестве и надежности идет речь, если при наступлении форс-мажора клиенты брошены на произвол судьбы? Да, домой нас в итоге вернули, но фактически мы сами решали свои проблемы. Нам это стоило титанических усилий и отчаянной настойчивости, сыграло роль и вмешательство представителей турфирмы, которая встала на нашу сторону. И, как говорилось выше, не обошлось без огромного количества дополнительных финансовых и моральных затрат, возместить которые если и можно, то только через суд. Разве так должен работать «один из ведущих туроператоров России»?

Посадочных мест в зонах ожидания не хватало, размещаться приходилось на холодном полу

Ситуация, сложившаяся в столичных и ряде других аэропортов страны в начале июля, затронула колоссальное количество людей и организаций, которые, вероятно, не оправились от последствий того хаоса до сих пор. На фоне всего происходящего посыпались предложения от депутатов Госдумы, говорящих о недопустимости ночёвок на полу, особенно если речь идёт о семьях с детьми, необходимости предоставления им гостиниц и доступа в бизнес-залы при задержке рейсов, о запрете на повышение стоимости перелётов в условиях высокого спроса. Относительно последнего, пассажиры, которые меняли билеты, сообщали о существенном росте цен - то есть, перевозчики воспользовались ситуацией и решили заработать, как говорится, на чужом несчастье.

Какие из предложенных инициатив в итоге будут реализованы на практике - вопрос открытый. Хотелось бы верить, что все стороны вынесут для себя что-то важное и предпримут всё от них зависящее, чтобы предотвратить подобные истории в будущем. Мы, в свою очередь, получили бесценный опыт взаимодействия с крупными компаниями и убедились в том, что ведущий - не значит надёжный и заботящийся о клиентах. Заодно узнали, что самолёт теперь не является гарантией быстро попасть в точку назначения, и впредь будем рассматривать альтернативные виды транспорта для путешествий, чтобы снова не оказаться в «заложниках». По крайней мере до тех пор, пока аэропорты, перевозчики, туроператоры и власти не докажут свою готовность позаботиться о людях, которых в случае возникновения чрезвычайных ситуаций нужно как минимум накормить, разместить и своевременно информировать.

Ульяна Лаблюк

Источник: ПЛН-FM





 

Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты



Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты