Фильм, фильм, фильм...
Сидя вечером в мягком кресле перед экраном, погружаясь в чужую, но такую узнаваемую историю, я часто ловлю себя на мысли: что же это за магический ритуал, объединяющий человечество вот уже более века? Почему люди, с самого момента первого трепетного показа братьев Люмьер в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок 28 декабря 1895 года, не только не утратили интереса к этому искусству, но сделали его неотъемлемой частью своей душевной жизни? Как практикующего психолога, меня это волнует не просто как культурный феномен, а как мощнейший механизм работы человеческой психики.
Первый фильм – «Прибытие поезда» – вызвал у зрителей буквально панику. Они не были готовы к тому, что плоское изображение оживет. Это был шок от столкновения с новой реальностью. А потом пришел Жорж Мельес с его «Путешествием на Луну» (1902) – и стало ясно: кино не просто фиксирует жизнь, оно творит миры. Это был прорыв в сферу чистой фантазии. Позже, изучая немецкий экспрессионизм – угловатые тени «Кабинета доктора Калигари» или футуристические кошмары «Метрополиса» Ланга – я видела, как экран стал зеркалом коллективных страхов индустриальной эпохи. Советский монтаж Эйзенштейна показал силу кино как манифеста, а послевоенный нуар США – как исповеди о моральной опустошенности. Каждая эпоха находила на пленке отражение своих самых сокровенных тревог и надежд. И в этом – первая великая тайна его притягательности: кино легитимизирует наши внутренние состояния, делает их видимыми, общими.
Размышляя над этим в кабинете психолога, слушая клиентов, я пришла к выводу: кинематограф удерживает наше внимание потому, что он мастерски балансирует на грани узнаваемости и побега. Он одновременно:
- Зеркалит реальность. Даже самая фантастическая сага говорит о базовых человеческих истинах – любви, предательстве, поиске себя, борьбе за справедливость. Вспомните «Джокера» (2019). Это не просто история суперзлодея. Это трагедия человека, сломленного системой, неспособного найти связь и понимание – темы, которые резонируют с экзистенциальной тревогой миллионов. Фильм дает язык для непроговариваемой боли.
- Создает безопасную лабораторию эмоций. Это, пожалуй, самое важное с точки зрения психологии. В реальной жизни страх, гнев, грусть, даже невероятная радость могут быть подавляющими, разрушительными или социально неприемлемыми. Кино же предлагает управляемую среду для их переживания. Мы плачем над драмой, злимся на антагониста, пугаемся в хорроре – но делаем это в полной безопасности своего кресла. Это терапевтический катарсис в чистом виде. Исследования (например, работы психологов, изучающих воздействие фильмов ужасов) показывают, что такой контролируемый страх может снижать общий уровень тревожности, обучая нас распознавать и проживать эту эмоцию без реальной угрозы.
- Реализует фантазии и исследует «А что, если?». Кино – это воплощенная мечта. Оно позволяет нам примерить на себя сотни жизней, побывать в недоступных местах, совершить невозможное. Это не просто развлечение – это психическая разрядка и способ исследовать свои скрытые желания и страхи в символической форме.
В своей практике я все чаще вижу силу кинотерапии – направленного использования кинематографа в психологической работе. Это структурированный метод, основанный на глубоких психологических механизмах:
- Во-первых: мы невольно проецируем на героев свои чувства, конфликты, неосознанные желания. Анализируя, почему нас так зацепил тот или иной персонаж или сцена, мы можем вытащить наружу свои собственные внутренние процессы. «Почему его слабость меня так бесит? Что это говорит обо мне?» – такие вопросы на сеансах после просмотра бывают невероятно продуктивными. Классический пример – использование фильмов о сложных отношениях (например, «История о нас») для работы над семейными проблемами.
- Во-вторых: фильмы вроде «Зеленой книги» или «1+1» позволяют нам прожить опыт другого – другой расы, социального слоя, с иной физической возможностью. Это мощнейший тренажер для эмоционального интеллекта, тренировка способности встать на чужую точку зрения.
- В-третьих: увидеть на экране героя, переживающего похожий кризис (развод, потерю, профессиональный провал), – значит понять: «Я не одинок в этом». Это дает надежду и силы. Легкие комедии или жизнеутверждающие мелодрамы («Полночь в Париже», «Всегда говори «Да»») могут служить эмоциональной подзарядкой, смещая фокус с тревожных мыслей на позитив и возможности. Есть исследования (например, работы в области позитивной психологии), подтверждающие, что просмотр мотивирующих или добрых фильмов может временно повышать уровень окситоцина и улучшать настроение.
- И, конечно: фильм – прекрасный «третий участник» в терапии, особенно групповой или семейной. Он дает нейтральную почву для обсуждения сложных тем, которые могут быть слишком болезненными для прямого разговора.
Но помимо глубинной работы, нельзя недооценивать простейшую, но жизненно важную функцию кино – отдых. В наш век перманентной тревоги, информационного шума и гиперответственности, возможность на 2 часа полностью переключить фокус внимания – бесценна. Это не «бегство от реальности» в негативном смысле, а необходимая психическая гигиена. Погружаясь в нарратив фильма, мы даем передышку тем отделам мозга, что заточены под тревогу и руминацию (навязчивое прокручивание мыслей). Мы позволяем себе просто быть, переживать эмоции, не анализируя их каждую секунду. Это как глубокий вдох для уставшей души.
Оглядываясь на путь кинематографа – от дрожащих теней немого кино до ошеломляющих вселенных цифрового – я вижу не просто технологическую эволюцию. Я вижу постоянный поиск человеком способа понять себя и мир вокруг. Кино – это наш коллективный сон наяву, наша общая терапия, наше безопасное пространство для исследования самых темных уголков души и самых светлых мечтаний.
Как психолог, я убеждена: когда мы смотрим кино, мы не просто убиваем время. Мы вступаем в диалог со своими эмоциями, примеряем новые модели поведения, учимся эмпатии, перезаряжаемся и, в конечном итоге, лучше понимаем самих себя. Это удивительный дар, который мы сами себе создали – дар проживать множество жизней, оставаясь в безопасности собственного «я». Так что в следующий раз, когда вы включите фильм, отнеситесь к этому не только как к развлечению, но и как к маленькому путешествию внутрь себя. Это того стоит.
Фотографии из личного архива
Наталья Старосельская
Источник: ПЛН-FM
- Встречи кинематографистов начались в Пскове в преддверии фестиваля «Западные ворота»
- Фильм, фильм, фильм...
- Выставка «И фильмы ковали Победу!» откроется в Пскове на фестивале «Западные ворота»
- Площадки для показов фильмов озвучили организаторы фестиваля «Западные ворота»
- Член жюри фестиваля «Западные ворота»: В кинотеатре эмоции от фильма увеличиваются многократно
- «Беседка»: Сценарист Алексей Рязанцев о кинофестивале «Западные ворота»
- Фильмы молодых псковских режиссёров покажут на кинофестивале «Западные ворота»
- Опубликована программа VI псковского кинофестиваля «Западные ворота»
- Библиотека имени Курбатова вновь станет одной из площадок фестиваля «Западные ворота»
- Художественный фильм «Ровесник» покажут на псковском фестивале «Западные ворота»
- Режиссёр о фильме открытия «Западных ворот»: Картина вызывает споры и разный спектр эмоций
- Библиотека имени Василёва впервые станет площадкой кинофестиваля «Западные ворота»
- Около ста фильмов покажут на VI Международном кинофестивале «Западные ворота» в Пскове
- Показы самых обсуждаемых фильмов пройдут в программе «Киноклуб» на фестивале «Западные ворота» в Пскове
- Звезда «Кухни» и «Чебурашки» войдет в состав жюри кинофестиваля «Западные ворота»
- Фильм «Полосатый рейс» покажут на фестивале «Западные ворота» в Пскове
- «Огниво против Волшебной Скважины» откроет псковский кинофестиваль «Западные ворота»
- Онлайн-кинолекторий фестиваля «Западные ворота» стартует в Пскове
- Сценариста Илья Северов проведет лекцию о кинематографе в рамках фестиваля «Западные ворота»
- Фильмы из семи стран войдут в программу кинофестиваля «Западные ворота» в Пскове
- В Псковской области стартовал прием заявок на конкурс видеоработ «Киностарт»
- Снять кино за 14 дней предлагают в Псковской области