www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
14 июля Телефон прямого эфира 15 июля 17 июля 11 июля 17 июля 17 июля 14 июля 18 июня 17 июля 17 июля 17 июля 18 июня 17 июля 14 июля 14 июля

Археологи исследуют на Псковщине малоизвестные памятники - исады

30.09.2012 08:34 «ПЛН-FM»


В Псковской области в сентябре в рамках международного проекта «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» начата работа по обследованию малоизвестных археологических памятников - исадов. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в Археологическом обществе Псковской области, «исад» - слово, известное нам по средневековым письменным источникам - летописям, грамотам, писцовым книгам.

Факт существования в средневековый период на Руси большого количества деревень и слобод, населенных профессиональными рыболовами, хорошо известен. Помимо рыболовецкого поселения, на исаде нередко существовала и пристань. В Псковской земле зона их распространения связана с массивом Псковского, Теплого и Чудского озер.

Работы начаты с территории российско-эстонского пограничья. На российской стороне были обследованы исады Кулье, Лисье, Моложва; на эстонской - Березье, Березовец, Любница, Тростно Меньшое и Тросно Большое (сегодня - Вяйке-Рысна и Сааре-Рысна).

«Если рассматривать исады как археологические памятники (подвид поселения), можно выделить три варианта. Первый - когда исад совпадал с известным поселением. Оно могло быть довольно большим, иметь статус погоста, даже малого городка (Кобылье, Мда, Рудница и др.). В таком случае исад уже зафиксирован археологами как памятник – селище, древнее поселение», - поясняют археологи.

Второй подтип рыболовного поселения - исад, на котором присутствовали исключительно только дворы рыбных ловцов. Никакого иного поселения - села, деревни, погоста – в писцовой книге не отмечено. Иногда рыбные ловцы проживали там постоянно, имели пашни, пожни, огороды. Иногда же дворы на исаде присутствовали, но рыболовецкие артели проживали там лишь в зафиксированных отрезок собственно рыболовецкого сезона или даже ловили «наездом». Культурный слой на них в ряде случаев сохранился и до нашего времени, но на небольшой территории.

Наконец, третий подтип исада - когда ловцы на исаде не проживали, а подъезжали с соседнего рыболовецкого поселения. Видимо, никакого жилья, кроме временных домиков, ловцы не использовали. Культурный слой, формировавшийся на таких поселениях, был незначителен и не сохранился до наших дней (во всяком случае, на тех памятниках, которые были обследованы).

Однако во всех трех случаях, а в особенности - в последнем, исад следует рассматривать не только и не столько как памятник археологии, но и как природно-ландшафтный исторический объект.

Большинства плотно расположенных исадов на западном берегу Псковского озера сохранились до наших дней. Это говорит о том, что береговая линия озера с конца XVI в. принципиально не менялась, что находится в соответствии с современными представлениями о изменении гидрорежима Псковско-Чудского водоема в последнем тысячелетии.

Синтезирование полученной при обследовании исадов информации с данными палеоклиматологии, изучения водных путей и гидрорежима водоемов Псковской земли, данных о хозяйстве и экономике изучаемой местности в целом, может дать импульс к изучению ряда проблем, связанных с природно-экологическими и хозяйственными характеристиками средневековых поселений.

Источник: ПЛН-FM



cюжет:
Псковская археология

 

Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты



Стоит ли ограничить продажу алкоголя до 21 года?









  смотреть результаты