Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре
Пожалуй, еще ни один Пушкинский театральный фестиваль в Пскове не открывался так просто и по-домашнему как начавшийся вчера двадцать третий: без чиновничьих речей о роли культуры и Пушкина в нашей жизни, без гордого пересказа многолетней фестивальной истории.
Вышел на сцену директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев и коротко сообщил зрителям, какое театральное многообразие ожидает их в течение ближайшей недели. Затем представил главного героя вечера – режиссера Руслана Кудашова, чей спектакль «Маленькие трагедии» и открывал фестиваль. А Руслан Кудашов – гость в Пскове не редкий, публика его знает, и он немножко знает псковскую публику. Возможно, поэтому режиссер тоже был краток: поблагодарил за то, что пришли, и извинился за возможный длинный антракт – сложные декорации требуют долгой сборки. Народ попросили не разбегаться (по крайней мере, по этой причине). Предупреждение оказалось излишним: публика никуда не делась, а после спектакля устроила артистам Петербургского ТЮЗа имени Брянцева стоячую овацию. Со всеми полагающимися «браво» и «режиссера!»
И это при том, что завершилось всё «Пиром во время чумы» - не самой сильной частью увиденных псковичами «Маленьких трагедий» от Руслана Кудашова. Режиссер добросовестно поставил все четыре, но казалось, что незримо присутствует еще одно пушкинское произведение – «Сцена из Фауста»: шум моря, песок и галька, разбросанные по сцене огромные (и просто большие) морские раковины, якорь… Но главное, конечно, человеческие кости и череп колоссального размера! И когда артисты, как аргонавты, выносят на плечах то ли утлый, то ли грузный (у Пушкина в «Арионе» всё же грузный) челн на этот пустынный берег, то, разглядывая их костюмы, вспоминаешь не стихотворение о единственном спасшемся певце, а как раз «Фауста». И про «мерзавцев сотни три», и про модную болезнь и про «всё утопить», конечно же. Но нет – из челна, который еще пригодится в финале как гроб, восстанет всё-таки певец. Режиссер назвал его Автором (Владимир Чернышов), хотя на самом деле это Пушкин. Только рыжий. Как Моцарт (Олег Сенченко), с которым они славно почудят после «Скупого рыцаря». Что не спасет Моцарта от смерти: чашу с ядом в руки Сальери (народный артист Валерий Дьченко) вложит сам Автор, чей портрет музыкальный гений носит буквально на груди – в виде принта на майке.
Моцарта, кстати, зритель узнает сразу: лишь отзвучит «Ужасный век, ужасные сердца», и застучит в висках клубная музыка, так похожая на ритм сердца, как взгляд выхватывает из толпы на сцене хипстера в красных кедиках и узких штанишках. Он танцует самозабвенно, ничуть не заботясь, как выглядят со стороны эти прыжки и ужимки, но получается хорошо, очень хорошо! У артиста потрясающая пластика, но первая же мысль: значит, Сальери будет пожилым, в парике и камзоле. И таких моментально оправдывающихся ожиданий в спектакле много: то ли Псков видел уже столько «Маленьких трагедий», что любой ход кажется предсказуемым (а тут особенно мешали увиденные в прошлом году «трагедии» Петра Шерешевского , в этом году борющиеся за «Золотую маску» в трех номинациях), то ли режиссеры ловят одни и те же идеи, носящиеся в воздухе. И вообще, хорошо бы устроить отдельный фестиваль – только из трагедий! И вот тогда поглядим, поглядим… Но надо отдать должное Брянцевскому ТЮЗу: надолго отвлекаться (как говорили в пушкинские времена «развлекаться») он не дает.
Собственно, «цепляет» уже первая трагедия – «Скупой рыцарь», которую многие зрители наверняка считают скучной: велика радость смотреть на пьющего чужую кровь старика – ни тебе андалузских страстей, ни безумных злодейств, с которыми не совместим гений. И, возможно, если бы не великолепный Барон (народный артист России Николай Иванов), та же участь постигла бы и «Скупого рыцаря» от Кудашова: порой, в постановках этой трагедии есть что-то разгонное, как будто подготавливающее публику к более интересным ей «Моцарту и Сальери» или «Каменному гостю». Но не в нашем случае. И дело не только в том, что Барон Николая Иванова настолько жовиален и силен, что любой Альбер перед ним просто тьфу. Нет, он любопытен еще и тем, как обосновывается его скупость, интересен акцентом, поставленным режиссером на миссию Барона. А миссия эта - прервать преступный путь золота, упокоить его в своих сундуках.
На сцене мы, правда, видим лишь один – в виде морской мины, и когда освобожденный сынок бежит к новой жизни, подобрав отцовские ключи, остается лишь догадываться, как там сейчас рванет. А ведь был, был момент, когда отец и сын, бросившиеся друг на друга в ярости, вдруг обнимаются! И падают в слезах, и Пушкин, то есть Автор развертывает (не над ними, а рядышком) карту звездного неба. А они смотрят в настоящее небо, показывают друг другу Орион (который в пушкинские времена был Арионом), Большую медведицу – как будто это действительно когда-то было в детстве Альбера, который только что прятался в скелете грудной клетки, и слышал, как клевещет на него отец... Так что карту Автор сворачивает быстро, предоставляя своим творениям завершить то, что суждено.
Тут отметим, что роль Автора в трагедиях Руслана Кудашова постоянно меняется: он то активно сотрудничает со своими персонажами как с равными – мы уже упоминали сцену, в которой он дурачится с Моцартом, разыгрывая Сальери. То поворачивает сюжет не в пользу любимца муз и своего любимца (уж гении-то могут себе позволить солидарность).
И это абсолютно правильно: в конце концов, Моцарта в конкретном случае убил Пушкин, то есть Автор. Но вот он вообще уходит со сцены, предоставляя персонажам жить самостоятельно. И это тоже абсолютно правильно: художник, однажды придумавший своих героев, над их судьбой далее не властен, это убедительно доказывает нам двадцать три года Пушкинский фестиваль. А какая мука самому подчиняться? Логике повествования, провидению, неожиданной самостоятельности тех же героев! Смотришь, как на сцене «корежит» Автора, и вспоминаешь его же, то есть пушкинское: «Вообрази, какую шутку выкинула со мной Татьяна: замуж вышла»… И тут, понимаешь, делают, что хотят.
К слову, возможно потому, что спектакль игрался на незнакомой сцене и собирался буквально за сутки, иногда возникало ощущение, что в нем все тоже делают, что хотят. Или что могут. Как будто он подразболтался от дорожной тряски. Хотя всё чаще замечаемую во многих театрах разницу в классе между молодыми и зрелыми актерами (счет, разумеется, в пользу последних) на гастрольные проблемы не спишешь.
Но в этих «Маленьких трагедиях» есть, по крайней мере, две безупречные разновозрастные пары: Моцарт и Сальери и Дон Гуан (Радик Галиуллин) и Лепорелло (народный артист России Игорь Шибанов). Лепорелло, на наш взгляд, заслуживает отдельного признания: одетый, как будто он сбежал из рассказа О.Генри (впрочем, костюмы спектакля – это тоже отдельная история от их создателя – это Мария Лука), он самыми экономными средствами блестяще создает образ не слуги, а товарища, пусть и бесконечно уставшего от жизнелюбия своего Дона. Которого, кстати, убьет монах… Не статуя Командора, чью роль (во всех смыслах) играет скелет, части которого благополучно воссоединяются после антракта, а монах, бросающийся на Дон Гуана с ножом – по приговору Автора. Впрочем, Дон Гуан так и так обречен: кашель с кровью, который одолевает его уже на пороге дома Донны Анны, это же почти последняя стадия чумы… Царствие которой несколько неудачно славят в финале «Маленьких трагедий».
Но, как мы уже отметили, это никак не сказалось на овации, «браво» и «режиссера!». Будем считать, что двадцать третий Пушкинский театральный фестиваль в Пскове начался удачно.
Елена Ширяева
Фоторепортаж Андрея Кокшарова. Все фотографии.
Источник: ПЛН-FM
- «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России
- Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки
- Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни
- Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля
- All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил
- В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля
- Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году
- Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый
- Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько
- Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом!
- Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ»
- Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля
- Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале
- Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра
- Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле
- Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля
- Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий
- Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани
- Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами
- Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится
- «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты»
- Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя
- В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи»
- Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00
- Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих
- Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ
- Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре
- Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым
- В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль
- В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина»
- Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале
- В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля
- Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра
- Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня
- Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области
- Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех»
- Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды
- Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии»
- В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа
- Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол
- Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи»
- Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии
- «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта
- Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр
- Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове
- Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль
- «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам
- Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля
- Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами
- Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде
- «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса
- Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько
- Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом
- Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея»
- Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии»
- Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль
- Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю
- Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля
- Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году
- Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился
- Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль
- Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля
- Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля
- «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра
- «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви
- Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене
- «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет
- Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал
- Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол
- На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты
- Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля
- Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове
- Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале
- «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды
- «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова
- Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому
- Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно
- Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя
- Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды
- В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова
- Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина»
- Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля
- Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга